В 2019 году было полностью завершено строительство легендарного Крымского моста через Керченский пролив, соединяющего Крым с материковой Россией. Началась эта стройка века в феврале 2016 года и в итоге за 3 года удалось построить самый протяженный в Российской Федерации мост общей длиной 19 км (18,1 км протяженность железнодорожной части моста и 16,9 км протяженной автодорожной части).
К строительству были привлечены сотни российских компаний, а заказчиком строительства Крымского моста выступило Федеральное казённое учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог — Тамань», являющееся подразделением Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Бюджет строительства составил 227,92 миллиарда рублей по ценам 2016-2019 годов.
Но в проектировании и постройке Крымского моста участвовали не только российские предприятия, многие иностранные компании также приняли свое участие в этой рекордной стройке, например:
- Конструкторскую документацию на общую технологию мостового фундамента для сложных условий дна Керченского пролива разработала нефтедобывающая компания ExxonMobil (США).
- Модульный бетонный завод для строительства Крымского моста собран и введен в эксплуатацию концерном Stetter (Германия).
- Гидравлические молоты забивания свай для опор моста через Керченский пролив спроектированы и произведены компаниями Dematec Equipment и Biljard Hydrauliek (Нидерланды), а также компанией Junttan (Финляндия).
- Самая заметная часть моста — арки (часть над судоходным фарватером) поднимались с помощью домкратов компании Mammoet (Нидерланды).
- Портландцемент (специальный силикатный цемент), применяемый на строительстве, произведен концерном Heidelberg Cement (Германия).
- Системы зачистки ржавчины для металлоконструкций Крымского моста — компания Bvgranigliatrici (Италия).
- Комплексный контроль качества нанесения лакокрасочного покрытия осуществлялся по методике и на оборудовании компании Elcometer (Великобритания).
- Эпоксидное антикоррозийное покрытие свай фундамента моста в Крым было произведено компанией 3М (США) и фирмой AkzoNobel (Нидерланды).
- Материалы для изготовления антисейсмических шаровых опор моста поставила фирма Maurer AG (Германия).
- Мониторинг усадки Крымского моста осуществляется компанией Allnamics (Нидерланды).
- На строительстве моста использовалось множество иностранных брендов спецтехники, экскаваторов и грузоподъемного оборудования: Komatsu, CAT, JCB, HAMM и др.
Можно сказать, что иностранные компании, участвовавшие в строительстве Крымского моста, очень удачно успели обойти антироссийские санкции и помогли России построить наиважнейшую логистическую артерию, соединяющую крымчан с материком, обеспечивая бесперебойные поставки продуктов, топлива, товаров народного потребления, строительных материалов и всего необходимого для полноценной жизни и развития Крымского полуострова.
Справедливости ради, что касается спецтехники, то она могла быть закуплена до 2014 года и никто не уведомлял производителей, что она будет использована при строительстве Крымского моста. Но вот про гидравлические молоты для забивания свай опор моста через Керченский пролив, что были спроектированы и произведены европейскими компаниями Dematec Equipment, Biljard Hydrauliek и Junttan — тут уже однозначно работа была выполнена после того, как против РФ введены санкции.
Всё так! В Крыму и на Донбассе работает очень много европейской и американской спецтехники, которая была приобретена до начала событий на Украине и используется до сих пор. Но некоторые виды грузоподъемного оборудования безусловно были куплены российскими компаниями уже после 2014 года у западных производителей.