Новый дизельный двигатель ЯМЗ-535, представляет собой инновационный четырехцилиндровый рядный мотор, разработанный и производимый на Ярославском моторном заводе. Этот двигатель стал результатом значительных технических изменений, обусловленных введением ограничительных санкций на импортные комплектующие, включая компоненты от компании Bosch. Именно западные санкции привели к созданию нового семейства двигателей ЯМЗ-535, запустив процесс импортозамещения в России.
Моторы ЯМЗ-535 включает в себя различные модификации и комплектации, разработанные для установки на разнообразные транспортные средства. Эти двигатели предназначены для грузовиков МАЗ и Урал, автобусов ЛиАЗ, а также широкого спектра внедорожной техники. Доступны два варианта: дизельный и газовый. Дизельная версия предназначена для среднегрузовых автомобилей МАЗ и УРАЛ-80, а также других транспортных средств, таких как автобусы ПАЗ Citymax 9 и ЛиАЗ-4292, а также экскаваторы ЭксМаш Е-225 / Е-245. Газовая версия ЯМЗ-535 CNG LB предназначена для установки на автомобили ГАЗон 10т, автобусы ПАЗ Citymax 9, ПАЗ Вектор и ЛиАЗ-4292.
Семейство ЯМЗ-535 не является точной копией предшествующего двигателя ЯМЗ-534. Новые моторы отличаются увеличенным рабочим объемом — теперь это 5,1 литра и повышенная мощность. Дизельная версия нового ярославского двигателя обеспечивает мощность 176 кВт (240 л.с.), в то время как газовая версия имеет мощность 154 кВт (210 л.с.). Топливная аппаратура для этих двигателей производится на заводах ЯЗДА и АЗПИ, а электронный блок управления (ЭБУ) производится компанией «Итэлма».
Блок цилиндров двигателя ЯМЗ-535 и привод агрегатов
Шестеренчатый привод в двигателе ЯМЗ-535 отвечает за работу всех агрегатов, расположенных в задней части двигателя. Корпус шестерен находится в задней части блока цилиндров ЯМЗ-535 и обеспечивает место для размещения шестерен приводов агрегатов и масляного насоса. Этот корпус также используется для крепления топливной системы высокого давления (ТНВД) и компрессора пневматической системы тормозов. Шестерня коленчатого вала приводит в действие шестерню распределительного вала и шестерню масляного насоса через промежуточную шестерню. В свою очередь, шестерня распределительного вала приводит в движение шестерню ТНВД и воздушного компрессора, также через промежуточную шестерню. Шестеренчатый привод закрывается картером маховика, который крепится к корпусу шестерен. Передняя крышка блока цилиндров ЯМЗ-535 служит для уплотнения коленчатого вала с помощью манжеты.
Цилиндро-поршневая группа нового мотора ЯМЗ-535
Двигатель ЯМЗ-535 оснащен четырьмя цилиндрами с гильзами, изготовленными из фтористого чугуна. Чистота обработки гильз и использование уплотнительных колец в нижнем поясе значительно повышают жесткость цилиндро-поршневой группы. Поршень двигателя ЯМЗ-535 выполнен цельнолитым с внешней поверхностью, соосной с центральной камерой сгорания. Он оснащен тремя посадочными проточками под поршневые кольца и вставкой из жаропрочного чугуна для верхнего компрессионного кольца. Поршень имеет два масляных канала и выточку под форсунку на юбке. Поршневые кольца включают верхние и вторые компрессионные кольца с различными сечениями и покрытиями, а также маслосъемное кольцо с витым расширителем. Поршневой палец является плавающим и оснащен стопорными кольцами для предотвращения осевого смещения. Штанги толкателей сделаны из закаленной стали и унифицированы для впускных и выпускных клапанов. Коромысла для клапанов изготовлены из стали, снабжены бронзовыми втулками и предназначены для управления как впускными, так и выпускными клапанами.
Система смазки двигателя ЯМЗ-535 на 5,1 литра
Для обеспечения эффективной смазки двигателя ЯМЗ-535, установлен стальной штампованный картер масла типа «мокрого». Масляный насос ЯМЗ-535 приводит смазочные материалы от заборника, проходя через жидкостно-масляный теплообменник и фильтр. Очищенное масло поступает в главную магистраль, расположенную в блоке цилиндров, и оттуда доставляется к смазываемым поверхностям. Система также включает дифференциальный клапан для поддержания стабильного давления.
Новая система охлаждения мотора ЯМЗ-535
Двигатель ЯМЗ-535 оснащен жидкостной системой охлаждения, включающей водяной циркуляционный насос, пластинчатый жидкостно-масляный теплообменник и термостаты, объединенные в один сервисный модуль. Система также включает теплообменник рециркуляции отработавших газов и вентилятор. Охлаждающая жидкость сначала циркулирует внутри малого круга, а затем, при достижении температуры 82°C, постепенно проходит в большой круг. Этот переход осуществляется через постепенное открытие клапана термостата. Водяной радиатор и охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух» устанавливаются на транспортных средствах в соответствии с их потребностями.
Этот дизельный двигатель ЯМЗ-535 представляет собой выдающийся пример инженерной и производственной выдачи, гарантируя надежную работу и оптимальную производительность для широкого спектра транспортных средств.
Напомним, что при объеме в 5.1 литра новый дизельный двигатель ЯМЗ-535 способен выдавать мощность до 240 лошадиных сил и крутящий момент до 900 Н∙м, что уже позволяет его устанавливать на бескапотный грузовик ГАЗ Валдай-12. На очереди оснащение этим новым дизельным мотором автомобильной техники марок Урал, ПАЗ, ЛиАЗ и МАЗ.
Давно пора поднимать двигателестроение России, у нас огромная номенклатура и транспортных средств, нуждающаяся в новых эффективных и производительных моторах, и по судостроению вырос спрос на судовые двигатели, да и промышленные дизельные агрегаты всё более востребованы!
Согласен на все 100% и полностью поддерживаю! Россия должна воспользоваться текущей ситуацией, чтобы возродить отечественное машиностроение и дать новый старт промышленной революции!