Несмотря на начало СВО и ужесточения американских и европейских санкций против России, отечественному машиностроению в целом удалось увеличить объемы производства и отгрузки на внутренний рынок специальной и строительно-дорожной техники в прошлом году. По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, выпускающих 80% от всего объема производимой в России специальной и дорожно-строительной техники) продажи отечественной спецтехники в 2022 году выросли на 35% и составили рекордные 75,6 миллиардов рублей.
Справедливости ради, отметим, что в РФ в некоторых сегментах рынка наблюдалось падение продаж спецтехники, что в свою очередь вызывало сокращение выпуска ряда отечественной машиностроительной продукции. На объемы выпускаемой российскими машиностроительными заводами спецтехники влияли и образовавшиеся сложности с поставками иностранных комплектующих, а быстро заменить их на отечественные аналоги в 2022 году получилось не у всех.
Еще одним фактором, влияющим на объемы производства и продаж отечественной спецтехники на внутреннем рынке России является довольно агрессивная политика импортеров, пытающихся захватить долю рынка, после ухода европейских и американских производителей.
Статистика продаж отечественной спецтехники в 2022 году по сравнению с 2021 годом по типам:
- экскаваторы — рост в 2,1 раза;
- фронтальные погрузчики – рост на 42%;
- краны-манипуляторы – рост на 18%;
- автогрейдеры – рост на 12%;
- мини-погрузчики – рост на 6%;
- гусеничные бульдозеры – рост на 6%;
- экскаваторы-погрузчики — снижение на 60%;
- катки – снижение на 21%;
- телескопические погрузчики – снижение на 19%;
- краны-трубоукладчики – снижение на 12%;
- автокраны – снижение на 0,3%.
Аналитики ассоциации «Росспецмаш» уверены, что 2022 год ярко проявил риски, с которыми встретились потребители импортной спецтехники (срыв сроков поставки, скачки цен, отсутствие комплектующих и запасных частей). По мнению представителей «Росспецмаша» у российских производителей появился отличный шанс вернуть себе отечественный рынок, особенно, при своевременной государственной поддержке импортозамещения.
У государства есть рычаги и инструменты стимулирования спроса на российскую специальную и строительно-дорожную технику, выдавливая из России иностранных производителей, доминирующих на отечественном рынке последние 30 с лишним лет. Например, предоставление отечественным производителям субсидий и грантов на развитие выпуска строительно-дорожной и специальной техники, а также комплектующих с объемом бюджетного финансирования в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно на период с 2023-2026 годы.
Еще одним способом поддержки отечественных производителей дорожно-строительной техники может стать программа «Федеральный лизинг» по аналогии с уже действующей аналогичной программы в сельхозмашиностроении. Такая программа должна быть направлена на субсидирование пилотных партий спецтехники в 2023-2030 годах.
Дополнительно необходимы льготы для IT-компаний, работающий в отрасли дорожно-строительного машиностроения, которые бы снизили налог на прибыль, а также страховые взносы для предприятий, разрабатывающих программное обеспечение для производителей спецтехники и комплектующих для специализированной техники. Необходимо способствовать быстрому прохождению сертификации спецтехники на соответствие техническим регламентам Таможенного союза ЕАЭС.
Объективно оценивая прошедший год и ту устойчивость экономики России, с которой страна прошла сквозь беспрецедентные санкции и по сути экономическую блокаду со стороны Запада, можно сказать, что у отечественных машиностроителей есть все составляющие для замещения импортных строительно-дорожных машин по большинству основных сегментов при условии своевременной, системной и предсказуемой государственной поддержки отрасли.
Хорошие новости! Надеюсь, что хотя бы теперь наше машиностроение возродится из пепла, после страшной разрухи 90х и тяжелейшей конкуренции с сильными западными брендами.
А к этому всё и идет! Пока часть потребителей будет продолжать использовать старую европейскую и американскую технику (ремонтируя её насколько хватит), часть будет покупать китайскую спецтехнику, а часть российских покупателей перейдет полностью на отечественные экскаваторы, погрузчики, бульдозеры и краны.